Пандемия и вызванный ею экономический кризис могут негативно сказаться на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС), привести к падению выручки компаний и увеличению конкуренции. Страховщики начнут выводить на рынок более простые и дешевые продукты с меньшим уровнем страховой защиты, которые вполне могут быть полезны как корпоративным страхователям, так и тем гражданам, кто остался без работы или без медицинской страховки от работодателя.
Будь проще
В прошлом году добровольное медицинское страхование было драйвером роста рынка. Если рынок в целом показал околонулевую динамику, то объем взносов в сегменте ДМС увеличился на 19%. При этом средняя стоимость полиса снижалась (по ДМС с юридическими лицами за год она сократилась почти на 20%), но это было с лихвой компенсировано резким — сорокапроцентным — ростом количества договоров. «Ускорению роста сегмента способствовало изменение его структуры — классическое ДМС «от всех рисков» уступает место более доступным программам с усеченным набором услуг и/или с франшизой»,— констатировал Банк России. Его аналитики отметили, что спрос на новые, более дешевые, продукты предъявляют не только крупные компании, но и малые и средние предприятия (МСП), которые раньше редко могли себе позволить приобрести полный пакет услуг по ДМС для сотрудников.
Одновременно существенно активизировались и физические лица — они как покупали полисы в силу повышения их доступности, так и докупали выпавшие из «похудевших» корпоративных полисов опции. В итоге за прошлый год доля «частников» на рынке ДМС увеличилась на 3,9 процентного пункта, до 19,9%.
В этом году тренд на удешевление полисов ДМС сохранится как в связи с ожидаемым падением доходов населения из-за кризиса, так и из-за весьма вероятного сокращения бюджетов и вымирания части предприятий малого бизнеса. Директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахования» Александр Лапунов замечает, в ситуации, когда в разгар эпидемии государственные клиники оказывали в значительной степени только экстренную помощь, для получения консультаций по хроническим заболеваниям или по вопросам, не связанным с коронавирусом, ДМС оказалось «еще более ценным».
«Мы видим, что конкуренция на страховом рынке возрастает: уже сейчас отмечается демпинг по условиям и тарифам с целью удержания текущих клиентов. Сегмент платежеспособных клиентов сокращается, за оставшихся конкуренция ужесточилась»,— констатирует управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхования» Наталья Харина. При этом в сегменте страхования физических лиц она отмечает снижение размера средней премии — все стали более осторожно относиться к тратам не первой необходимости в связи с сокращением покупательной способности.
«Сегмент малых и средних предприятий оказался под сильнейшим давлением пандемии и экономических угроз, что, безусловно, повлияет на развитие страхования,— говорит заместитель гендиректора по ДМС «Ингосстраха» Дмитрий Попов.— При этом мы ожидаем не отказ от страховых продуктов, а изменение структуры спроса.
В кризисное время важно сохранить устойчивость бизнеса, и здоровье коллектива является одним из наиболее важных факторов. Поэтому для оптимизации расходов возможен переход МСП к урезанным продуктам и сокращению лимитов покрытия».
Также он предполагает, что часть сотрудников предприятий перейдет к полисам для физлиц, оформление и управление которыми возможно в режиме онлайн. И приводит в качестве примера онлайн-полис ДМС от «Ингосстраха» стоимостью от 20 тыс. руб. в год, который покрывает оказание амбулаторной-поликлинической и экстренной стационарной помощи и стоматологической помощи.
«Если говорить о классическом ДМС, то есть вероятность, что спрос на него может снизиться из-за ограниченного бюджета,— говорит замдиректора департамента методологии и андеррайтинга ДМС «Росгосстраха» Ольга Купцова.— На смену классическому ДМС в данном сегменте могут прийти продукты, предусматривающие ограниченный, но самый важный набор услуг. То есть в этом наборе может не быть физиотерапии и ЛФК, а также лечения банальных простуд. Но такие дорогостоящие и труднодоступные опции, как КТ, МРТ, специализированные анализы, в перечень медицинских услуг, безусловно, войдут».
В сегменте ДМС юридических лиц ожидается снижение сборов на 15% к уровню прошлого года, основные клиенты — это «дочки» западных компаний, крупный российский бизнес и госструктуры; они оптимизируют программы, но совсем от них не откажутся, прогнозирует директор по андеррайтингу личных видов страхования СК «Согласие» Олеся Сабанова. «Кризисные факторы в экономике окажут влияние на доходы населения и бизнеса, что в конечном итоге приведет к оптимизации расходов на страхование. При этом мы не ожидаем отказов от оформления ДМС — с большей вероятностью клиенты будут пересматривать объем услуг, доступный по договору»,— соглашается Дмитрий Попов. Александр Лапунов также полагает, что крупные компании, в которых ДМС всегда было существенной частью социального пакета, вряд ли что-то изменят.
В целом же практически все опрошенные «Деньгами» страховые компании заявили об уже прошедшей или ведущейся «оптимизации» тарифов — речь идет в основном о расширении продуктовой линейки, появлении более доступных полисов ДМС. Среди наиболее часто упоминаемых решений — программы экстренной медицинской помощи (по ним госпитализация возможна только по скорой) и программы с франшизой, в рамках которой страховая компания компенсирует расходы на лечение, только превышающие определенную оговоренную сумму, возможность страхования по ряду программ на короткий срок. Среди других предложений — предоставление рассрочек по страховым платежам, различные акции и скидки, например, при включении в один договор страхования нескольких клиентов.
Держи дистанцию
Особое внимание страховщики обращают на то, что во время карантина резко вырос спрос на услуги «телемедицины» — это страховой продукт, позволяющий получать медицинские консультации специалистов в дистанционном режиме. Тенденция эта не нова, интерес к услуге отчетливо проявился еще в прошлом году: как отмечал ЦБ в отчете о развитии рынка страхования в 2019 году, «возможность получить консультацию врача онлайн позволяет снизить издержки страховщиков, а также временные затраты страхователей, что привлекает в этот сегмент клиентов, которые ранее предпочитали лечиться самостоятельно». Однако эпидемия коронавируса резко ускорила данный процесс.
«Это поразительный факт, мы должны, условно говоря, благодарить все эти карантинные режимы, которые сломали в головах людей традиционное представление о том, как можно и нужно лечиться,— делится заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.— Люди поняли, что очень многие медицинское услуги, консультации можно получить дистанционно, и это будет качественный сервис. И очень дешевый — у нас такой полис на год стоит 1,8 тыс. руб., при этом застрахованным доступны услуги специалистов более двадцати различных профилей — от терапевта до пульмонолога и от педиатра до гинеколога, количество консультаций в рамках услуги «Видеодоктор» не ограничено».
«Росгосстрах» стал предлагать своим клиентам дистанционную медицинскую помощь с апреля 2018 года, через три месяца после вступления в силу закона, дающего юридические основания для оказания такого рода услуг, рассказывает Ольга Купцова. И уже в первый год работы количество обращений клиентов за такими медицинскими консультациями ежемесячно удваивалось. В «Росгосстрахе» цена полиса «Доктор онлайн» составляет 4,9 тыс. руб. в год, при этом заключить договор можно как на год, так и на шесть месяцев. Количество консультаций не ограничено: обращаться к дежурному врачу — терапевту или педиатру — можно круглосуточно семь дней в неделю. В таком же режиме работает медицинский советник, который проконсультирует по наличию медицинских организаций, законодательства в сфере охраны здоровья, лекарственному обеспечению и выбору лекарств в рамках одного действующего вещества и т. п. Также можно получить консультации узких врачей-специалистов в режиме «по предварительной записи», срок ожидания консультации существенно меньше, чем при очном приеме. При этом количество корпоративных клиентов «Росгосстраха» по ДМС, у которых подключены телемедицинские сервисы, приближается к 100%.
«В сегменте ДМС для физлиц популярны полисы телемедицины — при невысокой стоимости они обеспечивают доступ к консультациям как дежурных врачей, так и узких специалистов,— говорит Дмитрий Попов.— При этом консультации дежурных врачей доступны в круглосуточном режиме. Ситуация с пандемией актуализировала востребованность таких полисов — в условиях ограничений многие граждане, особенно страдающие от частых обострений хронических заболеваний или имеющие маленьких детей, испытывают сложности с оперативным консультированием у специалистов». По его словам, именно с появлением полисов ДМС в онлайн-формате, а также популяризацией полисов телемедицины и появлением продуктов с фокусом на диагностику отмечается тенденция к общему снижению средней стоимости полиса. Кроме того, как корпоративные, так и частные клиенты пользуются возможностью индивидуализации полиса, управляя доступными услугами и опциями. Это позволяет снизить стоимость страховой защиты и получить наиболее актуальные услуги. Стоимость полиса телемедицины в «Ингосстрахе» — 1,8 тыс. руб. в год, указано на сайте компании.
Возрастает интерес к телемедицине, сегодня наши клиенты по ДМС также имеют доступ к этому сервису. Но определенные ситуации, когда нужно посещение врача, телемедицина не заменит»,— замечает Александр Лапунов.
Один из важных случаев подобного рода — необходимость получения направления на лечение (например, госпитализация в рамках того же пакета ДМС), дистанционно сделать это невозможно. Да и в целом, согласно действующим нормативам, постановка диагноза и назначение лечения возможны только после первичного очного приема врача. Однако даже если первый прием проводится онлайн, клиент может получить медицинское заключение без диагноза и назначенного лечения.
Петр РУШАЙЛО
Программы ДМС российских страховщиков
*Злокачественные заболевания, ВИЧ, СПИД, туберкулез и другие серьезные заболевания, помощь по которым оказывается в рамках ОМС.
«Деньги». Приложение №19 от 27.08.2020, стр. 48
Вся пресса за 27 августа 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование, Умное страхование, телематика
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|